Медицине необходимо эволюционное развитие

Медицине необходимо эволюционное развитие

25 июня 2009 № 68 (10891)

На страницах газеты уже не единожды поднималась тема районного здравоохранения. Жалобы от населения, благодарности, критические высказывания – всё в полном объеме. Но что интересно: в 98% случаев люди обращаются в редакцию с той или иной информацией именно о Приозерской центральной районной больнице. Тогда как у нас есть ещё одно довольно крупное учреждение, оказывающее людям медицин-скую помощь, – это Сосновская больница. За последний год редакция получила лишь одно критическое письмо в адрес этого учреждения. Зато благодарности появляются регулярно. Почему такой контраст? На этот и другие вопросы, касающиеся уровня и качества здравоохранения в районе, сегодня отвечает главврач Сосновской больницы Дмитрий Сазанков.

- Дмитрий Леонидович, неужели на врачей Сосновской больницы пациенты совсем не жалуются?..

- Жалобы, конечно, есть. Просто они, как правило, не выходят за рамки нашей больницы. Наш принцип – работа с каждым конкретным пациентом. Как главный врач я придаю жалобам пациентов большое значение, анализирую и разбираю их. Давайте посмотрим, на что в основном жалуются люди: не попал на прием, нахамили, не сдал анализ, на рентген записали только через месяц и так далее. Если разбираться с каждой конкретной жалобой конкретного человека, учитывать и оперативно исправлять свои ошибки, то, как правило, конфликты разрешаются. Правильнее говорить не о полном отсутствии жалоб, а о своевременной и внимательной работе с недовольными или в чем-то уязвленными пациентами. И о работе над своими ошибками.

- Как Вы оцениваете состояние медицины в районе?

- На мой взгляд, в районной медицине немало проблем, она и сама в каком-то смысле больна, прежде всего, безразличием к здоровью пациентов и недоступностью медпомощи. Самостоятельно что-то принципиально менять в системе медицинского обслуживания населения в целом я не могу. Но и сидеть, сложа руки, тоже. Поэтому в нашей больнице есть некоторые нововведения, которые делают нашу работу более эффективной, облегчают жизнь и пациентам, и врачам. Например, упразднение звена детской регистратуры.

На такой кардинальный шаг я решился с той лишь целью, чтобы у пациентов было как можно меньше препятствий по пути на прием к врачу. Амбулаторные карты сейчас находятся непосредственно в кабинетах участковых врачей. На рабочем месте у каждого педиатра установлен персональный компьютер с принтером. Когда мама с ребенком приходят на прием, медсестра сама находит его амбулаторную карту, а затем в компьютере ищет данные по страховому медицинскому полису.

Очередь к специалистам детской консультации практически исчезла. Мамы с детьми приходят, узнают на стенде информации, какой врач их ведет, и в порядке живой очереди ждут приема. В холе для комфортного ожидания созданы все условия - мягкие диваны, телевизор, журналы.

Кроме того, врачи должны сами регулировать потоки пациентов. Например, зная, что в 9 утра приходит автобус из Мичуринского, на котором могут приехать первичные больные, он назначит повторному пациенту - жителю Соснова - прийти к 12 или еще попозже. Повторные посещения для жителей других поселков тоже можно согласовать с расписанием автобусов, чтобы людям было удобно.

В зависимости от того, какое обследование следует пройти пациенту, врач может одному назначить прийти к девяти часам, а другому - к двенадцати, потому что ему необходимо сделать только УЗИ, и т. д.

В регистратуре таких нюансов, как правило, не знают.

Больше чем за год эксперимента я не услышал от пациентов ни одной жалобы по организации приема в детской консультации.

- Наверняка в Соснов-ской больнице есть свои слабые места…

- Я знаю свои, скажем так, проблемные службы. Но все наши проблемы берут свое начало от одной глобальной проблемы - проблемы кадров.

- В вашей больнице есть врачи, работой которых вы недовольны?

- В нашем здравоохранении есть такие врачи, которым больной в принципе не нужен. Им нужны паспорт и полис больного. За две минуты врач вписывает в карточку данные, ставит банальный диагноз и со словами «ну вот, у тебя сердце, езжай в областную», вызывает следующего. И это называется прием? На таком «приеме» можно принять 30 человек за час. И такие вот виртуальные «приемы» входят в нашу статистику, судя по данным которой у нас ежемесячно пролечиваются тысячи людей, и все медики выполняют и даже перевыполняют план.

- В чем Вы видите решение этой проблемы?

- Прежде всего, в глобальной работе с кадрами, начиная от воспитания и перевоспитания уже работающих специалистов, до поиска и привлечения новых. В своей больнице мне удалось создать костяк, моя команда меня понимает и работает с полной отдачей. В Сосновской больнице работают 90% специалистов, которым достаточно единожды указать на их ошибки, и люди исправятся, не допустят сбоев в будущем. Но есть и такие, которым бесполезно делать выговоры, что-то объяснять. Они как грубили, например, пациентам, так и будут грубить.

- Так как же можно поставить таких врачей на место?

- Изменить таких медиков может только система. И прежде всего - дифференцированная оплата труда. Подобную систему уже отрабатывают во многих медицинских учреждениях страны. Например, в Санкт-Петербурге, в Ивангороде - я был там и убедился лично: система работает. Конечно, в ней есть свои минусы и подводные камни, но она работает.

- В чем суть такой системы?

- Сейчас, например, три терапевта ведут прием, к одному - очередь, не протолкнуться, ко второму - два-три человека, попасть можно спокойно, но люди не стремятся, так как этот специалист в чем-то недорабатывает, к третьему очереди нет вовсе, люди к нему не идут, потому как реальной помощи от этого врача не получают.

Работают эти врачи по-разному, с различной отдачей и различным конечным результатом, а получают в итоге абсолютно одинаковую зарплату. И сейчас у меня нет совершенно никаких механизмов, чтобы вот этот «плохой врач», к которому люди не идут, получил по итогам своей работы, скажем, ползарплаты, а вот тот «хороший», которого люди боготворят, - полторы, а то и две зарплаты.

Дифференцированная оплата труда как раз и позволяет оплачивать труд каждого медика, исходя из качества его работы, - сколько людей за месяц не только принял, но и вылечил или облегчил страдания, столько денег и получишь. Тогда пациентов перестанут «шпынять» от одного специалиста к другому.

- То есть среди врачей должна быть конкуренция…

- Обязательно. Врач должен быть заинтересован в том, чтобы пациент пришел на прием именно к нему.

- Не получится так, что в борьбе за рейтинг врач будет любыми способами заманивать пациента к себе, но не для лечения, а для количества?

- Главное в этой системе то, чтобы пациент не просто пришел, а вылечился у конкретного врача. И даже если человек был по необходимости направлен в область, то после полученного в области обследования он вернулся бы к этому же врачу.

- Но чаще всего, получив облегчение, больные не очень охотно снова идут на прием.

- А вот если через месяц после направления в областную поликлинику пациент не вернулся к терапевту и никак не проявился, то врач должен сам поинтересоваться: а где больной Иванов? И, посмотрев те рекомендации, которые пациент привез из областной поликлиники, довести его до полного выздоровления. Вот это называется нормальный законченный случай. Это результат, который должен оплачиваться.

- И как уследить, кого просто, что называется, «посчитали», а кого реально вылечили?

- Во-первых, для этого есть мы, руководители. Наша святая обязанность следить за качеством лечебного процесса. А помочь нам выявить тех пациентов, которые не были обслужены, которым была оказана некачественная помощь, у которых в карточках врач просто записал, что якобы лечил их со страшной силой, семь раз ходил к ним домой и пять раз принимал в кабинете, не сделав на самом деле и трети из описанного, может и должна страховая компания. Существует также независимая экспертиза, которая оценивает качество и целесообразность проведенного лечения.

Оплата труда медика должна производиться по факту качественного лечения, законченного случая.

- Но пока подобная система не работает в нашем районе, как вы решаете человеческую проблему?

- Я тщательно подбираю кадры. Сам лично работаю с кандидатами - будь то хирург, медсестра или водитель. Я стараюсь брать на работу тех людей, которые понимают, что я хочу добиться от медицины, и принимают мое понимание здравоохранения, мою идею. А моя идея состоит в том, что самое главное для врача - это человек, пациент. Будь ты хоть профессор - если люди для тебя ничто, то путь в Сосновскую больницу для тебя закрыт.

- Используете ли для поиска сотрудников современные технологии, в частности, Интернет?

- Однажды я пошел на поводу у современных технологий и принял человека на работу через Интернет. Больше я такой глупости не сделаю. В Интернете можно только лишь взять информацию, но потом все равно только личное общение.

- Много ли у вас приезжих специалистов?

- В Сосновской больнице работают медики из Саперного, Санкт-Петербурга, Мурманска, даже из ближнего зарубежья. Вообще, достаточно широкая география.

- Недостаточно заманить специалиста. Как его удержать?

- Человеку нужно создать комфортные условия для работы. Когда приезжает новый сотрудник, прежде всего ему нужно обустроиться, и я должен ему помочь наладить быт, влиться в коллектив, узнать своих пациентов, вникнуть в круг своих обязанностей и так далее. Моя обязанность - позаботиться об этом человеке.

- Насколько укомплектован штат Сосновской больницы?

- В принципе, по количеству врачей у меня достаточно. Но меня больше волнует качественная составляющая данного вопроса.

- Часто ли появляется в Сосновской больнице новое современное оборудование?

- Конечно, у нас постепенно появляется современное оборудование.

- На ваш взгляд, от чего в первую очередь зависит эффективность работы новейшего оборудования?

- Здесь мы вернулись к тому, с чего начали - с доступности нашей медицины. Ведь если больному Сидорову просто не попасть на прием к тому же, скажем, кардиологу, то даже самое лучшее оборудование ему ничем не поможет. Даже если это оборудование - суперсовременное, и наши специалисты умеют на нем работать…

- Есть ли смысл переоснащать какое-либо отделение больницы, если в районе сегодня элементарно не хватает койко-мест?

- Нехватка мест, коек для больных - это та острейшая проблема, которая требует незамедлительного решения и вложения средств. Какой толк больному от новейшего оборудования в отделении, если ему туда просто-напросто не попасть?

- Как вы считаете, наше нынешнее районное здравоохранение готово к внедрению новых ультрасовременных видов обследования?

- Все должно быть вовремя. Пока что ситуация такова, что людям порой просто на прием не попасть, элементарный анализ не сдать, не сделать оперативно рентген или УЗИ… А ведь это - азбука, то, в чем люди нуждаются в первую очередь, ежедневно. На мой взгляд, сейчас нужно шлифовать именно эту, самую первую ступень. А потом уже, когда будет отлажена система, все уже имеющиеся службы буду работать без сбоев, а ранее освоенные виды обследований будут проводиться вовремя и качественно. Вот тогда эту налаженную систему можно и должно будет насыщать и дополнять новыми видами услуг и обследований.

Беседовала Анна ТЮРИНА

Новости Культуры

Наверх