От реформы - к человеку

От реформы - к человеку

05 апреля 2005 № 37 (10261)

В Ленобласти набирает силу подготовка к муниципальной реформе, к передаче на уровень местного самоуправления новых полномочий. Как следствие, в субъекте изменится вся система межбюджетных отношений. Их будут регулировать законы, проекты которых были недавно рассмотрены на заседании областного правительства. Естественно, жители беспокоятся: не ухудшится ли, не осложнится ли их жизнь в новых условиях? Не станет ли семья беднее? А муниципальный кошелек тоньше? На волнующие людей вопросы отвечает первый заместитель председателя областного комитета финансов Евгения Гресь.


- Евгения Федоровна, не ограничат ли создаваемые фонды финансовой поддержки муниципальных образований ныне весьма эффективно действующую систему помощи территориям?

- С будущего года дополнительная финансовая поддержка муниципальных образований не будет превышать 10% от общей суммы средств, предусмотренных бюджетом на эти цели. Но это не должно беспокоить людей. Тот же закон не допускает снижения уровня бюджетной обеспеченности территорий относительно уровня предыдущего года. Скажем, будет ограничено использование средств резервного фонда правительства Ленобласти для помощи районам и поселениям. Но мы сможем увеличить ее через реализацию региональных целевых программ, имеющих приоритетное значение как для самого субъекта, так и для его муниципальных образований.

В системе новых межбюджетных отношений надо выделить главное: они призваны раскрыть большой, до сих пор полностью не востребованный, потенциал местного самоуправления. Надо постоянно помнить: у поселений появятся серьезные источники доходов, которыми надо распорядиться во благо территорий и их жителей.

- О каких доходных источниках идет речь?

- Отнесу к ним 10% от собираемого в области налога на доходы физических лиц. В прошлом году он пополнил консолидированный бюджет субъекта на 5,8 млрд. рублей. Как считают областные финансисты, это один из самых стабильных финансовых инструментов пополнения бюджета. И в хозяйстве поселений он призван обеспечивать именно стабильный бюджетный процесс.

Поселениям с будущего года отойдет также 100% налога на имущество физических лиц. Но он пока не играет серьезной бюджетообразующей роли. Следует, конечно, упомянуть и про 30% средств сельхозналога, которые поступят в распоряжение поселений. А в целом главным их богатством станет земля. С будущего года все земельные налоги, собираемые на территориях поселений, окажутся в их же бюджетах.

- Региональным правительством утверждены результаты кадастровой оценки земель субъекта. Как это отразится на доходах муниципальных образований?

- С начала будущего года, когда стартует муниципальная реформа, земельный налог будет начисляться только на основе кадастровых показателей.

Работа проделана огромная. Началась она еще в 2001 году. С тех пор были оценены земли 35 городов и около 3000 поселков и деревень. Учитывались местоположение, инфраструктура, ландшафт и другие особенности территорий. Все земли были разделены по функциональному признаку: под жилье, дачи и садоводства, гаражи и автостоянки, социальные и промышленные объекты, сельхозугодья, леса и водоемы.

Что это реально даст местной власти? В некоторых, наиболее престижных, городских поселениях области кадастровая цена квадратного метра земли теперь будет доходить до 4-5 тысяч рублей. Да и часть сельских земель оценена в 100 и больше рублей за квадратный метр. Напомню, в связи с этим, что кадастровая оценка представляет собой лишь нижний предел рыночной стоимости.

Земля, таким образом, приобретает свою истинную ценность. Более того, она будет дорожать вместе с развитием инфраструктуры территорий. Но управлять ею станет намного сложнее.

Потребуются серьезные рычаги регулирования, чтобы рассчитанный на основе кадастра земельный налог не ударил по интересам бюджетной сферы - школ, больниц, поликлиник, учреждений культуры, а также малообеспеченных жителей, ветеранов. Нельзя также допустить, чтобы удорожание земли затормозило развитие важных социальных проектов, в частности, в сфере строительства жилья.

- Подготовка к муниципальной реформе должна подкрепляться повышением жизненного уровня населения. Иначе отношение людей к преобразованиям может оказаться негативным. Что предпринимает областное правительство?

- Исполнительная власть, как и обещала, подняла с начала года уровень минимальной зарплаты бюджетников до величины не ниже прожиточного минимума. Вместе с тем, из-за имевшегося дефицита средств, не удалось сразу более дифференцированно подойти к оплате труда работников разной квалификации. Сейчас, с учетом мнений руководителей бюджетных организаций, и этот вопрос решен положительно.

До сих пор фиксированная доплата к окладам бюджетников составляла 2000 рублей. Теперь для работников 7-18 разрядов единой тарифной сетки она будет увеличена в соответствии с фактическим объемом выполняемых работ. Работая на 1,5 -2 ставки, человек будет получать доплату, соответственно, в размере 3-4 тысяч рублей. Это положение относится и к совместителям, которые в дополнительное рабочее время трудятся в других учреждениях.

Кроме того, должна напомнить, что с осени минимальный размер оплаты труда возрастет в стране с 720 до 800 рублей. Вновь увеличатся зарплаты бюджетников, на что мы собираемся дополнительно израсходовать 95 млн. рублей бюджетных денег.

Подчеркну, что сохранены меры дополнительной поддержки специалистов, работающих на селе. Как и раньше, они получают, помимо общей для всех бюджетников доплаты, 25-процентную надбавку к окладам. Сейчас, по поручению губернатора, в комитете финансов разрабатывается положение, которое позволит к осени увеличить с 10 до 15 тысяч рублей финансовую поддержку молодых специалистов, закончивших учебу в областных учебных заведениях и приступивших к работе в субъекте.

Беседу вел
Владимир ПЕТРОВ