Темные подъезды, железные двери и ложные вызовы

Темные подъезды, железные двери и ложные вызовы

22 марта 2005 № 31 (10255)

Работа медработника в таких условиях трудна, и даже опасна. Но многие люди об этом даже не задумываются и порой необоснованно осложняют работу и жизнь работникам «Скорой помощи» и Приозерской ЦРБ.


Беды участковой службы

Марина Ивановна Пахомова работает в поликлинике. Она - фельдшер участковой службы и обслуживает домашние вызовы. Работа трудная: почти по всем адресам приходится ходить пешком. В поликлинике есть две машины, но обе они не новые, часто ломаются. Да и рабочий день у водителей до 17 часов. А Марине Ивановне, хоть у нее рабочий день тоже в пять заканчивается, порой и до девяти вечера приходится по вызовам ходить. Их в день поступает до 40.

Но не это главная проблема. Больше половины вызовов - необоснованные. То есть человек, сделавший вызов, сам мог прийти в больницу. Например, 9 марта зарегистрировано 29 вызовов, и 17 (!) из них оказались необоснованными.

- Приходишь к человеку, а у него температура и давление в норме, острых болей нет, - рассказывает Марина Ивановна. - Ну, насморк есть. Спрашиваю, зачем он меня вызывал? Не хочу, говорит, в поликлинике в очередях стоять.

Вызывают и пожилые люди - просят давление измерить или температуру, и молодежь. Молодежь даже больше. Звонят и говорят - мне плохо. По телефону не проверишь, действительно ли человек серьезно болен. И ведь как бывает: прихожу к человеку, он вроде бы лежит, встать не может. Делаю ему укол и иду в соседний подъезд на следующий вызов. Выхожу оттуда, а мой «смертельно больной» уже с сумочкой из подъезда выходит...

Очень обидно, когда вот так обманывают. Год назад меня вызвали к одному молодому человеку с больной спиной. Прихожу. Он на костылях ходит, ни сесть, ни лечь не может. Назначила ему лечение. На следующий день поехала с водителем на вызов, а этот парень нам дорогу перебегает. И куда только костыли подевались! Я только головой покачала, а что сделаешь?

Действительно, фельдшер совершенно бессилен против таких несознательных людей. Ведь он должен посетить каждый поступивший вызов. Даже если он наперед знает, что вызов необоснованный.

- Я даже по фамилиям знаю тех, кто впустую вызывает. Просто потому, что им поговорить не с кем. Но ничего сделать не могу, должна идти, - сетует Марина Ивановна. - Есть у меня на участке такая женщина. Она постоянно делает вызовы. Я даже пыталась поговорить с ней, объяснить. Но она мне ответила: «Это ваша обязанность. Когда захочу, тогда вас и вызову».

Или вот еще пример: прихожу в семью. Высокая температура и у жены, и у мужа. Но вызов был на жену. Говорю, давайте я и мужа сразу осмотрю. Нет, говорит жена, его не надо. И что вы думаете? Утром на следующий день у меня уже лежал вызов на этот же адрес, но теперь на мужа.

Я считаю, это просто неуважение к чужому труду, к человеку. А иногда даже и наглость. Приходишь на вызов, а там - мало того, что человек, вполне способный сам врача посетить, так он еще и грубить начинает. Был такой случай: молодой человек увидел по телевизору рекламу лекарства, которое лечит все и сразу. И требовал выписать это лекарство его матери. Он кричал, кидал в меня амбулаторной картой, угрожал. Я уже думала, что живой оттуда не выйду.

Кстати, я вообще не имею права никакие рецепты выписывать на дому. А зачастую вызывают именно за этим. А когда я объясняю, что не могу выписать, начинают возмущаться: «Тогда зачем вы вообще пришли?».

Показаниями для вызова медицинского работника на дом являются острые внезапные ухудшения здоровья, необходимость строгого соблюдения домашнего режима, рекомендованного лечащим врачом при установленном заболевании, тяжелые хронические заболевания при невозможности передвижения пациента, повышение температуры, давления, боли в ногах и животе, радикулит, головокружение.

Но, как заметила заведующая Приозерской ЦРБ Елена Владимировна Сарычева, проблема необоснованных вызовов стоит очень остро, а у поликлиники нет механизмов, позволяющих штрафовать псевдобольных.

У «Скорой» те же проблемы

В отделении «Скорой помощи» сложилась схожая с участковой службой ситуация. Только здесь промедление из-за ложного или необоснованного вызова и неточно названного адреса может стоить жизни действительно нуждающемуся в помощи человеку.

На «Скорой» тоже существует проблема получения достоверной и точной информации по телефону: диспетчер должен выяснить, кто и зачем вызывает бригаду. А вызывающий - дать четкие ответы на все вопросы диспетчера, назвать повод к вызову, правильный адрес больного или пострадавшего (если вызов идет с улицы, дать какой-либо ориентир), указать номер кодового замка в подъезде дома, свой номер телефона или номер телефона, с которого делается вызов скорой помощи, указать свою фамилию.

- Очень часто вызывающие не отвечают на вопросы, - рассказывает Ирина Владимировна Федосова, старший фельдшер отделения «Скорой помощи». - Не называют точного адреса: «Я живу в доме, который на перекрестке. Ну, рядом со светофором». Вот и попробуй, найди, что это за дом. Бывает, что и просто начинают хамить: «Что вы фамилию спрашиваете, приедете и все узнаете. Расселись там». На все эти пререкания и поиск домов по невнятным адресам уходит время. И при этом сами же вызывающие, не давшие точной информации, обвиняют «Скорую» в медлительности и бездействии.

А вообще, для того, чтобы быстро и грамотно вызывать «скорую помощь», надо взять себя в руки, не рыдать, не орать, не раздражаться на вопросы диспетчера. Он ведь не из праздного любопытства их задает. Ведь если вызывающий человек не ответит на вопросы диспетчера, то вызов не принимается и бригада не выезжает.

Но, конечно же, бывает такое редко. И «скорая» выезжает в «дом у светофора» и кружит по дворам, разыскивая нужный подъезд. Вызывающие могли бы облегчить работу медиков, но:

- У наших людей отсутствует культура вызова «скорой помощи», - с горечью говорит Ирина Владимировна. - Они практически никогда не встречают машину, чтобы бригада лишние десять-двадцать минут не тратила на поиски нужного дома и подъезда. Даже редко кто дверь в квартиру откроет, чтобы в темном подъезде фельдшер сразу видел, где именно нужна помощь. Большая проблема - кодовые замки на дверях подъездов. Диспетчер, конечно, пытается заранее выяснить у вызывающего, есть ли замок, но порой эту информацию не получить.

Приезжайте, умираю!..

В месяц бригады «Скорой помощи» выезжают в среднем по семидесяти ложным и необоснованным вызовам. Велико число необоснованных обращений по поводу обострения хронических болезней, простудных заболеваний. Температура поднялась? «Скорую»! Давление «скачет»? Немедленно пусть приезжают! А ведь все это не поводы к экстренной помощи, и вызывать в таких случаях нужно фельдшера участковой службы.

- Нас постоянно вызывают люди с хроническими заболеваниями, - констатирует неутешительные факты Ирина Владимировна. - Но назначение лечения и продление больничного листа не входит в компетенцию работника «Скорой помощи». И уж тем более «скорая» не занимается транспортировкой больного в стационар без направления врача.

А сколько вызовов поступает от одиноких стариков! И ни у одного фельдшера не хватит мужества, вернее, черствости, чтобы отказать беззащитному в разговоре или в уколе...

- Нередко бывает, что бригада приезжает по адресу, а там говорят: мы никого не вызывали, - продолжает Ирина Владимировна. - Правда, сейчас полегче стало: нам поставили определитель номера, и мы можем выяснить, откуда поступил вызов. Довольно часто вызывают по несуществующему адресу.

Ощутимо мешают работе дети, которые балуются и звонят с мобильных телефонов. Поэтому в последнее время мы не принимаем вызовы от детей. Диспетчер просит, чтобы подозвали к телефону кого-нибудь из взрослых.

Большая проблема с обслуживанием вызовов к больным, которые лежат на улице. Вызывающий, прежде чем сделать доброе дело, должен убедиться, не пьяный ли это, который через несколько минут может уйти самостоятельно или его уведут знакомые. Если вы вызвали «скорую помощь» к лежащему на улице человеку, обязательно дождитесь бригаду. А если такой «больной» поднимается и уходит, то позвоните повторно по 03 и снимите вызов.

- Много проблем нам доставляют граждане в состоянии алкогольного опьянения, - вздыхает Ирина Владимировна. - Вызывают бригаду, говорят, что с сердцем плохо. Приезжаем, а там компания в хорошем подпитии. И ведь это в чистом виде хулиганство, ложный вызов. В этом случае можно было бы штраф наложить (заведомо ложный вызов скорой медицинской помощи влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда - из статьи 19.13. «Административного кодекса РФ» - прим.), но для этого нужно, чтобы приехала милиция и оформила штраф. А у нас нет взаимодействия по этому поводу, милиция не выезжает по нашим сигналам. Соответственно, хулиганы не штрафуются.

Милиция хочет, но не может помочь

Исполняющий обязанности начальника дежурной части Сергей Владиславович Тюрин прокомментировал сложившуюся ситуацию:

- Мы по возможности помогаем «Скорой помощи» и реагируем на сигналы. Но на нашем взаимодействии сказывается недостаток кадров в милиции. Порой мы не имеем возможности выделить сотрудника по сигналу, потому что отправлять некого. Нет свободных людей. Но мы готовы в меру своих сил помогать «Скорой» по части наложения административных взысканий.

Вообще же, согласно «Типовым правилам вызова скорой и неотложной медицинской помощи в Ленинградской области (применительно к Приозерскому району)» взаимодействие милиции и отделения «Скорой помощи» предусматривается также по пункту милицейского сопровождения бригады на выезд к больным с острыми психическими расстройствами. Но и здесь сказывается кадровый дефицит в милиции. К примеру, 15 марта в девять часов утра на «Скорую» поступил вызов: острый психоз. Фельдшер запросила сопровождение в дежурной части. Но так как патрульно-постовая служба заступает на смену только с пяти часов вечера, а днем свободных сотрудников для сопровождения не было, бригада на вызов так и не выехала.

Итог: «Скорая» не имеет возможности самостоятельно наложить штраф за ложный вызов или выехать на опасный вызов без сопровождения; милиция готова помогать, но в силу недостатка кадров не всегда может выделить сотрудника. И ситуация остается нерешенной, несмотря на наличие правил и законодательства.

Здоровье у нас одно

И все же, со здоровьем не шутят и каждый случай индивидуален. Поэтому, не тяните с вызовом «скорой» в надежде, что все само собой рассосется, если с вами произошел один из нижеперечисленных случаев. Работники «Скорой помощи» обязаны принять вызов и явиться по указанному адресу при массовых катастрофах и стихийных бедствиях; при несчастных случаях: различные виды травм, ранения, кровотечения, ожоги, поражение электрическим током и молнией, замерзание, отморожение, утопление, солнечный и тепловой удар, удушение, попадание инородных тел в дыхательные пути, отравления, суицидные попытки; при состояниях, угрожающих жизни больного: потеря сознания, судороги, расстройство дыхания, остро возникшие боли в сердце, нарушение нормального течения беременности, острые психические расстройства (при поведении больного, опасного для жизни самого больного и окружающих), кроме лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения; при внезапных острых заболеваниях (возникших на улице, в общественных местах, в учреждениях): боли в животе, сопровождающиеся тошнотой и рвотой, приступы бронхиальной астмы, острые боли в поясничной области и правом подреберье (исключая обострение пояснично-крестцового радикулита), боли в конечностях, сопровождающиеся их похолоданием и нарушением чувствительности, внезапная потеря зрения, аллергические реакции, острая задержка мочеиспускания.

Ну а если у вас просто поднялась температура, не вызывайте службу экстренной помощи. Подумайте о том, что на «Скорой» одновременно дежурят всего три бригады, а в городе много людей, которым действительно нужна экстренная помощь.

Нам хочется верить, что, прочитав эту статью, население города и района получит нужную информацию о правилах вызова врача и «скорой помощи» на дом, а усилия и старания медицинских работников будут направлены на те случаи, где их своевременная и квалифицированная помощь будет оказываться тем, кто в ней действительно нуждается.

Анна ТЮРИНА